Ja Ja Naturlich: Учим немецкий язык по фильмам
Если провести статистику по прайсам профессиональных переводчиков фильмов, то выяснится, что немецкий язык - один из самых дорогих. Для сравнения: перевод полутора часов фильма с английского будет стоить в среднем полторы тысячи, с языка Бисмарка - пять тысяч. Мы уверены, что вы не просто так наткнулись на эту статью, и что вам очень хочется выучить немецкий. Один из самых приятных способов - освоить его по фильмам и сериалам. Вот об этом мы сегодня и поговорим.
Несколько советов, как выучить немецкий по фильмам
Это касается любого языка, но, в случае с немецким, - особенно важно:
- Не пытайтесь сразу ловить речь героев любимых кинолент на слух. Это может надолго отбить охоту к учебе. Нужно выстроить условную диаграмму сложности – от уровня начинающего до профи. Если вы только начинаете учить язык, поставьте фильм в русском дубляже, а субтитры – на немецком. Потом попробуйте сменить все с точностью до наоборот: реплики героев пусть будут оригинале, а субтитры – на немецком. Это даст эффект стереометрии, благодаря которому вы хорошо воспримете и аудиальную составляющую, и графическую, и визуальную.
- Выбирайте всегда простой и доступный фильм. Идеально, если это будет ваша любимая картина. Не брезгуйте и сериалами – их сейчас великое множество, есть из чего выбрать.
Почему нужно учить немецкий язык по фильмам?
Это законный вопрос, но мы хотим отметить, что в случае языков никакого принуждения быть не может! Это главная ошибка советской школы, которая и сейчас продолжает воспроизводиться: «ты должен», «зазубри», «чтобы от зубов отлетало» и так далее. Так что слово «нужно» здесь не очень лепится. Скорее – «почему так хорошо учить немецкий по фильмам». Отметим сразу, что это лишь вспомогательный метод. В «скучные» учебники грамматики все равно придется заглядывать. Можно вполне уверенно сказать, что нет методики-панацеи – все хороши по-своему и так же по-своему однобоки.
В чем плюсы такого способа, как изучение немецкого по фильмам?
Никто не сказал об этом лучше, чем немецкий режиссер Вим Вендерс, представительно нового немецкого кино:
Таким образом, режиссер-космополит выразил самую суть. В культуре, в том числе и в кино, - наиболее растворено коллективное бессознательное его носители, в том числе – языковые структуры. Когда вы смотрите фильм, вы погружаетесь в быт, культурные коды данного народа. Настоятельно рекомендуем смотреть именно фильмы, снятые в Германии или немецкими режиссерами.
Краткая история современного немецкого кино
Наша точка отсчета – конец Второй мировой войны, трагический водораздел, сформировавший тем-не-менее самосознание современного немца.
До третьего октября 1990 года на территории современной Германии было два государства: ФРГ и ГДР. Федеративная Республика Германия и Германская Демократическая Республика. Послевоенное время прошло под знаком антифашистского кино. Следующий этап – осмысление места женщины в современном мире (выход за рамки известного немецкого выражения «kinder kirchen, kuchen»). Особенно ярким временем в данном плане считаются 70-е годы. В этот период на авансцену выходит новое поколение, не обремененное предрассудками довоенного времени. Среди важных режиссеров того времени можно назвать Хайнера Карова, Эгона Гюнтера, Лотара Варнеке и других.
Выделим из этого периода фильм «Легенда о Пауле и Пауле».
Главная героиня, чье имя вынесено в название, - работает приемщицей стеклотары в магазине (сейчас бы его назвали «гипермаркет»). Она мать двоих детей, «нагулянных» от разных мужчин. Они живут в небольшой квартире (что-то вроде нашей «хрущевки»). Для того, чтобы дома было тепло, Пауле приходится добывать уголь. Второй центральный персонаж, Пауль, напротив, - на хорошей должности в неком министерстве. Только вот в личной жизни нелады. И вообще он живет со своей женой по расчету. Супруга ему изменяет направо и налево. Надо сказать, что мать-одиночка Паула намного счастливее своего тезки мужского пола. Все вокруг нее сверкает, все, к чему она ни прикоснется, - превращается в маленький или большой праздник. Судьба сводит столь непохожих людей, а дальше начинается самое интересное.
Другой фильм Хайнера Карова «Пока смерть не разлучит», - это возможность выйти за пределы стандартных тем, доступных в любом школьном учебнике, и перейти к жизненным. Слова и фразы, освоенные в этом фильме, фактически готовы для использования в любых драматических ситуациях. Главный герой – обычный школьный учитель по имени Филипп. За долгую семейную жизнь он зарекомендовал себя как порядочный семьянин. В одночасье его жизнь меняется, когда он знакомится с некоторыми людьми в закрытом клубе. Филипп впервые задает себе вопрос «Кто я, почему я? Что я могу сделать?».
Отдельного внимания в плане изучения языка достоин фильм Конрада Вольфа «Соло Санни» 1979 года. Это история девушки, работающей на заводе, которая решила изменить свою судьбу и стать пианисткой. Самоотверженно, как Мартин Иден, она все вечера посвящает оттачиванию техники. Она изучает сольфеджио, занимается вокалом, учится читать ноты с листа. И вот – ура – ее принимают в одну эстрадную группу. Да только вот незадача – им приходится выступать в кабаках, развлекать сытых богачей, лениво поглощающих отбивные и устрицы. Не этого хотел Санни, отнюдь не этого. Абсолютно непредсказуемый по сюжету фильм, который поможет вам по новому погрузиться в изучение немецкого языка.
Как пополнить словарный запас с помощью Нового немецкого кино
Но самый интересный период немецкого кино, - это так называемая «новая волна», когда на историческую арену вышли такие режиссеры, как Райнер Вернер Фассбиндер, Вим Вендерс (уже упомянутый сегодня), Вернер Херцог, Фолькер Шлендорф, Александр Клюге. Восьмой кинофестиваль короткометражных фильмов в Оберхаузене стал важнейшим событием. Отныне в ФРГ появились свои прогрессивные кинематографисты, которых можно поставить в один ряд с nouvelle vague во Франции (Годар, Трюффо, Луи Маль, Клод Шаброль), «английскими рассерженными» (Линдсей Андерсон и другие), нью-йоркским андеграундом, советским оттепельным кино (Шпаликов, Хуциев, Калатозов). Эти фильмы не только помогут вам обогатить свой словарный запас в немецком языке, но и понять проблемы Германии, влезть в душу среднестатистического и не очень, немца. В конце статьи мы дадим подборку наиболее подходящих для ваших целей фильмов.
Известные мировые фильмы, созданные в Германии
Этот список немного расширит наши географические горизонты, тем не менее, - все они созданы на студии Бабельсберг (экс-DEFA, где снято большинство вестернов, хорошо известных советскому зрителю). Под патронатом таких руководителей, как Вебкен и Фиссер, лучшие режиссеры мира обратили внимание на то, какие возможности дает немецкая земля для копродукции (co-production).
- «Враг у ворот» (2001)
- «Пианист» Романа Полански (2001)
- «Эквилибриум» (2002)
- Все фильмы об агенте Борне (начиная с 2004-м и заканчивая 2012-м годом)
- «V – значит Вендетта» (2005)
- Гост-райтер (2009)
- «Аноним» (2011)
- «Облачный атлас» (2011)
- «Воровка книг» (2013)
- «Человек-монумент» (2014)
- «Бесславные ублюдки» Квентина Тарантино (2008)
- «Гранд-отель Будапешт» Уэса Андерсона
Поскольку большая часть картин тесно связана с американским кинопроизводством, они могут оказаться более привычными для восприятия, и подойдут для разбавки сугубо немецкого колорита.
Лучшие фильмы для изучения немецкого языка
«Никто меня не любит» (Keiner liebt mich)
Режиссер: Дорис Дерри
Фанни, главная героиня, боится представителей мужского пола как огня. Все отношения гибнут, не успев начаться. И это при том, что она очень страдает от неустроенной личной жизни. Долгий тернистый путь исканий приводит ее в некий клуб знакомств. Самое интересное, что мать Фанни, напротив, - чрезвычайно любвеобильная и успешная искусительница мужских сердец. Цепь драматических событий приводят к трагическому финалу. Фильм очень хорош в плане диалогов так что окажет вам неоценимую услугу при освоении немецкого языка. В главной роли Мария Шрэдер, известная актриса Германии
«Беги, Лола, беги!» (Lola rennt)
Режиссер: Том Тыквер
Фильм, стал культовым, а сама красноволосая красотка Франка Потенте, воплотила в жизнь один из самых ярких образов. Криминальная драма, выполненная в стилистике компьютерной игры, не заставит вас скучать ни одной минуты. Вы вволю попереживаете за героев, насладитесь немецкой речью (реплик не очень много) и неожиданной развязкой.
«Гуд бай, Ленин» (Good bye, Lenin)
Режиссер: Вольфганг Бекер
Остроумная комедия ставящая серьезные вопросы. В частности – особенности жизни в ГДР и восприятие ее через призму миросознания жителей ФРГ. Картина развенчивает многие предрассудки и примиряет поколения немцев, вынужденно разделенных Берлинской стеной. Вы оцените по достоинству добрый юмор постановщика. Действие происходит в Берлине. Обычный многоквартирный панельный дом, где живет фрау Кернер со своими двумя детьми. Муж уехал на Запад, да так и не вернулся (по политическим соображениям).Сама Кернер, напротив, - осталась упертой патриоткой. Общественное напряжение, непосредственно предшествовавшее крушению Берлинской стены, подрывает здоровье героини. Зритель наблюдает интересную и нетривиальную развязку, которая даст ему пищу для размышлений. Отличный фильм, позволяющий не только подтянуть язык, но и получше узнать недавнюю историю этой страны.
«Парфюмер» (Das Parfum – Die Geschichte eines Morder)
Режиссер: Том Тыквер
Еще один фильм Тыквера. На этот раз более известный. Экранизация одноименного романа Патрика Зюскинда. Любопытно, что сам писатель был категорически против киноинтерпретации, считая, что все в его произведении вращается вокруг запахов, а кинематограф бессилен их передать, тогда как, читая книгу, можно все это себе представить (главное – включить воображение). К слову сказать, в истории была попытка создать так называемый «одорологический» кинематограф, то есть «кино с запахом», но она потерпела фиаско. Как бы то ни было, история Жана-Батиста Гренуя, рожденного в рыбной лавке и открывшего в себе воистину демонический талант, очень любопытна в постановке Тыквера, способного, как мы уже поняли, снимать хорошее развлекательное кино со смыслом. Обязательно смотрите на языке оригинала с русскими субтитрами, затем попробуйте без них, когда поймете, что уже готовы к этому шагу.
«Четыре минуты» (Vier minuten)
Режиссер: Крис Краус
Фильм посвящен известной немецкой пианистке Гертруде Крюгер, старой знакомой режиссера, которая покинула этот мир в 2001 году. Сюжет разворачивается в женской тюрьме в местечке недалеко от Берлина. Строптивая заключенная Дженни фон Лёбен готова горло перегрызть за свое личное пространство. Она никого не впускает в свою жизнь. Она цинична до невозможности (ни один мускул не дрогнул у нее на лице, когда она обшаривала карманы повесившейся сокамерницы в поисках сигарет), совершенно неуживчива. Все меняется, когда в исправительном учреждении появляется педагог по игре на фортепиано. Это как раз Гертруда Крюгер.
«Мой фюрер. Истинная правда об Адольфе Гитлере» (Mein Fuhrer – Die wirklich wahrste Wahrheit)
Режиссер: Дани Леви
Про Гитлера снято очень много самых разных фильмов. Традиция изображать его чудаком идет от Чарли Чаплина, воплотившего пародийный образ Аденоида Хинкеля в «Великом диктаторе». Дани Леви продолжает эту тему в своей остроумной фантасмагории. Последние годы существования Третьего рейха и жизни Адольфа Гитлера. Сам диктатор пребывает не в лучшем расположении духа (он потерял уверенность в себе и в своей исторической миссии). Его окружение, будучи чрезвычайно обеспокоено таким поворотом событий, покопавшись в досье Адольфа, выясняет, что в юные годы тот брал уроки актерского мастерства у некоего Адольфа Грюнбаума, чистокровного еврея. Узнав, что тот томится в застенках лагеря, министр культуры и пропаганды Геббельс, вызволяет профессора и ставит перед ним задачу: «Любой ценой вывести фюрера из затяжной депрессии».
«На другой стороне» (Auf der anderen seite)
Режиссер: Фатих Акин
Три сюжетные линии, развивающиеся в Германии и Турции. Фильм может показаться перенасыщенным событиями, но режиссер виртуозно жонглирует материалом и нетривиально его структурирует. В результате получился фильм, наталкивающий на размышления о смысле жизни, о том, как некие трагические события способны в корне менять привычный ход вещей. В мире Фатиха Акина случайность правит балом. Турок Али хочет проучить свою жену, но в результате убивает ее, турчанка Айтен, оказавшись в Германии совершенно одна, магнетическим образом влюбляет в себя немку Лотту (в конце концов это аукнется для нее роковым образом) и масса других интересных событий происходит в фильме.
«Цвет сакуры» (Kirsch – Hanami)
Режиссер: Дорис Дёрри
Казалось бы – при чем здесь наша тема. Но это один из лучших фильмов виднейшего немецкого режиссера, который поможет вам выучить немецкий язык. Тем более, что завязка происходит в Германии. Такой интернациональный коктейль неслучаен. Несмотря на то, что в картине фигурирует типично японский символ – цветущая сакура, он напоминает об общечеловеческих ценностях и о том, как важно, чтобы они не были пустым звуком. Главный герой слишком поздно начинает ценить близкого человека, его раскаяние уже не способно вернуть безвозвратно утраченное. Драматизм фильма строится на конфликте поколений и культур, на конфликте, выведенном еще Миланом Кундерой в «Невыносимой легкости бытия», звучащем примерно так – у человека, к сожалению, в случае с его жизнью, нет возможности прожить ее сначала начерно, а потом переписать набело, как это возможно в случае с романом. Мы живем сразу, делаем ошибки, последствия которых порой колоссальны и разрушительны. Погрузившись в картину Дорис Дёрри, вы отлично восполните словарный запас и приблизитесь на один шаг к совершенству в своем освоении немецкого языка.
«Пина» (Pina)
Режиссер: Вим Вендерс
Фильм классика нового немецкого кинематографа, посвященный приме балета Пине Бауш. Ее творческий коллектив провел 300 гастролей, охватил за все время около 40 стран. Они часто приезжали в Россию. Фильм снят в модной ныне 3D-технике. Сама Пина – революционер в балетном искусстве, как известно, очень консервативном и формальном. Она принципиально ставила примат чувственного над техническим. Она считала, что в первую очередь танцор должен выражать эмоции, раскрывать себя, а техника здесь играет вспомогательную роль. Роли исполнили солисты Вуппертальского театра танца Пины Бауш. Сама прима появляется не очень часто в кадре, но ее духом пропитан весь фильм. Она сыграла в фильме Венерса незадолго до своей смерти, в 62-летнем возрасте. Мы рекомендуем вам посмотреть этот фильм на том этапе, когда вам понадобится отточить свое мастерство и разнообразить словарный запас.
Другие фильмы, которые пригодятся вам для того, чтобы выучить немецкий язык
- «Жизнь других»
- «Ульзан. Забытый свет»
- «Комплекс Баадер-Майнхоф»
- «Американский солдат»
- «Слезы Петры фон Кант»
- «Китайская рулетка»
- Да здравствуют панки, да сдохнут хиппи!»
- «Мастер смерти»
- «Братья Складановски»
- «Зоннеаллее»
- «Тишина после выстрела»
- «Страх вратаря перед одиннадцатиметровым»
- «Туннель»
- «Нигде в Африке»
- «Огни»